21 апреля 2011 года. Скафтафель – Вик – Скогафосс и обратно

Назад



С утра мы решили обследовать другую часть языка ледника Свинафель, к которой можно было подъехать на нашей машине, и уже после этого продолжить странствие по шоссе с тем, чтобы к вечеру вернуться в ту же гостиницу. Ехать до ледника совсем недалеко и в начале одиннадцатого часа мы оставили машину на стоянке, где уже стоял чей-то Nissan, и пошли пешком в сторону ледникового озера.

Почти сразу я наткнулся на прикрепленную к скале табличку. Наверное потому, что много друзей упомянуто в похожих табличках разных горных районов. А может по иной причине, но заметил. Ушли парни на ледник и не вернулись. Скорей всего, обычная история – без опыта и снаряжения отправились на лед. А горы не любят самоуверенности. А потом кто-то развешивает на скалах памятные таблички. Но они слабо помогают от безрассудства.

До правобережной морены ледника идти всего несколько минут. На морене чуть ниже гребня со стороны ледника установлена заградительная сетка. Создает иллюзию ограждения доступа тем, кто уходит и не возвращается. Но что такое пластиковая сетка для тех, кто собрался погулять по леднику?

В “кармане” между мореной и языком ледника довольно большое озеро с мутной талой водой. В озере плавают мини-айсберги – айс-хиллы 🙂

После прогулок по моренам ледника Свинафель проехали еще немного дальше по дороге 998 в направлении водопада Свартифосс (мы о нем не знали), пока не уперлись в знак, указывающий, что дорога завершается тупиком. Вышли, немного поснимали и поехали назад к дороге №1. Кстати, сейчас водопад Свартифосс стал местом паломничества туристов – здесь построили большую парковку и туристический центр. деньги МВФ (кредит 2008 года) осваиваются, постепенно убивая Исландию. Нагрузка от туристов уже переходит разумные границы, а поток продолжает расти. Сейчас (сужу по 2016 году) уже и жители Поднебесной встречаются в Исландии на каждом шагу.

Остановились, не доехав до дороги №1, у большой придорожной лужи, в которой отражались горы. Погода снова хмурая, но горы красивы при любой погоде.

Проехав немного по дороге 1, останавливаемся на площадке около каких-то искореженных конструкций. Они оказываются остатками моста, разрушенного в 1996 году селевым потоком в результате извержения вулкана под ледником Ватнайёкудль.

Берег здесь низкий и плоский, поэтому дорога представляет собой искусственное поднятие с многочисленными мостами для прохода воды. Однако и это не спасло в 1996 году. После тех событий дорогу существенно укрепили и организовали множество защитных дамб, направляющих потоки воды. Их хорошо видно на аэрофотосъемке, да и на месте они заметны даже на ходу из автомобиля.

С дороги и площадки где мы остановились хорошо виден язык недалекого ледника. Место для дороги здесь совсем не подходящее, но другого варианта просто нет – от вершин и ледников до самого берега океана ровное плоское пространство, заливаемое водой при активном таянии или дождях. А ледники совсем рядом и время от времени под ними просыпаются вулканы.

На этой площадке установлены информационные щиты с описанием особенностей района и историей разрушения моста. Любопытные материалы. Почитав наставления для туристов, едем дальше по дороге №1. Дорога все так же идет по плоской поверхности лавовых выносов из черного песка и мелких камней. Погода снова “нелетная” – низкие облака плотным слоем повисли над равниной. Низко, над самой землей летит большая стая гусей. Небо прижимает их к земле. Гусей здесь много, они находят еду в остатках прошлогодней травы на обширных плоских пространствах берега.

Следующая остановка километров через 20 у перекрестка с каким-то проселком. Дорога где-то вдали упирается в скальный отрог. В хорошую погоду он выглядел бы шикарно. А сейчас приходится довольствоваться тем, что есть.

Дождь не прекращается, а ветер очень мешает съемкам, заливая оптику мелкими каплями. Постоянно приходится протирать светофильтр. В результате больше смотрим на окрестности из машины. И пейзажи сегодня грустные.

На одной из стоянок около дороги №1 большое пространство вокруг и склоны холма у стоянки застроены каменными гуриями. Видимо какая-то традиция. Позднее доводилось подобные поля встречать и в других местах Исландии, да и не только Исландии.

Остановились перекурить на площадке для пикников между шоссе и безымянной речкой. С этим место связаны какие-то местные легенды, где участвует аббат здешнего монастыря и его кухарка-колдунья Катла. Эту местность в результате назвали ее именем. Легенду я не запомнил, но ее несложно найти в сети. Место довольно уютное, хоть и рядом с дорогой. Чистая речка, вулканический песок, лавовые камни, а вдали ледник Mýrdalsjökull.

Для меня эта площадка обернулась потерей – здесь остался купленный несколько дней назад в Акурейри пульт дистанционного управления для фотоаппарата. Но пока я об этом еще не подозреваю, осознание придет через несколько часов при других печальных обстоятельствах.

Возвращаемся на дорогу и едем в направлении Вика. Вскоре уже открываются знаменитые скальные зубья Reynisdrangar в океане неподалеку от городка. К ним мы и поедем. В Вике надолго не задерживаемся и, сделав несколько снимков, едем на вулканический пляж Reynisfjara. До него по прямой чуть больше километра, но добираться приходится в объезд. Сначала поднимаемся в гору по дороге №1 и вскоре после перевала сворачиваем влево по дороге 215. На повороте стоит указатель и пропустить его довольно сложно. Дорога 215 идет через пару селений и заканчивается тупиком на парковочной площадке около ресторана. В 2011 году ресторана еще не было и мы просто бросили машину на площадке. Дальше только пешком по зыбучему вулканическому песку.

Пляж этот довольно ветреный и ходить по нему нужно осторожно, поскольку волны иной раз докатываются до самых скал. Кстати, на скалах в сентябре 2014 году удалось увидеть тупиков, которые нечасто встречаются на основном острове. Их много на острове Вестманайер, но туда нужно добираться на пароме, который ходит не слишком часто.

В дальней части пляжа интересные “фактурные” скалы, закрывающие дальнейший проход по берегу в направлении Вика. Погода и тут не преминула сделать мне очередную пакость. Фотографируя зубья Reynisdrangar, я подошел слишком близко к кромке воды и лишь чудом, каким-то боковым зрением (смотрел в это время на мир через видоискатель) осознал, что сейчас меня накроет большой волной. Со всей дури попытался отпрыгнуть и это почти удалось. Волна зацепила лишь ноги, залившись в кроссовки. Но во время прыжка из не полностью застегнутого кармана безрукавки вылетел на камни мой любимый длиннофокусный объектив Nikkor 70-200/2,8. Вода его пощадила, но удар о камни даром не прошел. Вдребезги разбитый светофильтр.  Вмятина на корпусе и периодически “отваливающаяся” диафрагма после этого стали постоянными спутниками. Теперь при съемке приходится смотреть каждый кадр, поскольку значение диафрагмы передается в фотоаппарат отнюдь не каждый раз. 🙁

При осмотре себя и техники с целью оценки ущерба обнаружилось отсутствие исполнительного блока пульта, который был установлен на фотоаппарате. Осмотр берега после ухода волны утешительного результата не дал и пришлось констатировать безвременную потерю пульта. Опечалился я до крайности. Не ехать же снова в Акурейри, а в других местах я таких пультов не встречал.

Несмотря на ветреную погоду и неспокойное море людей на берегу достаточно много. Отдельные персонажи развлекаются, убегая от волн. Удаётся не всем. 🙂

Огорченные потерями, отправляемся в обратный путь. Однако пройти мимо грота в прибрежных скалах все равно нельзя. Зашли туда и мы, но фотографировать в гроте было нечего. зато немножко спрятались от пронизывающего ветра.

Гуляли по пляжу мы целый час и замерзли основательно. Пора и уезжать, да и теплее в машине. Наш бумажный Вергилий подсказывал, что неподалеку находится красивый водопад Скогафосс, куда мы и отправились. Благо время еще не позднее.

Водопад оказался интересным, но свет был никакой, да и нагулялись мы по пляжу. Поэтому спустя четверть часа тронулись в обратный путь. Заехали в Вик исследовать сувенирный магазин, чтобы завтра запастись исландскими сувенирами. Магазин довольно интересный – и сувениры есть и всякая одежка местного производства (весьма дорогая, но качественная).

А вернувшись в гостиницу, я устроил тризну по безвременно утопшему пульту. Пил виски, плакал и материл себя за бестолковость. Жалко было пультик. 🙁

Фотографии

Вперед