2 июля 2009 года. Кемь – Соловки -Мурманское шоссе

Назад



Теплоход отправлялся в 8 часов от пристани, до которой идти было совсем недалеко. Утро выдалось хмурое и на причале уже стояло изрядно людей, готовых подняться на борт. Присоединился и я к ним. Публика на Соловки едет совершенно разношерстная – паломники, фотографы, волонтеры и просто любители поглазеть. Многие едут туда достаточно надолго и тащат с собой кто баул, кто рюкзак. Достаточно много людей с велосипедами. Как потом выяснилось, велосипед – самый распространенный транспорт на Соловках.

Неподалеку от причала видна на берегу церквушка, где снимали фильм “Остров”. Выглядит церковь, да и берег около нее весьма неказисто. Особенно в пасмурное утро.

Хода до Соловков примерно 3 часа. В море встречается много островов по обоим бортам, но в такую погоду на них ничего и не разглядеть. Теплоход сопровождают стаи прикормленных чаек. Они жрут (иначе не скажешь) протягиваемые пассажирами булки, а потом старательно на этих пассажиров гадят, атакуя весьма прицельно. Паскудные птицы, нечего сказать.

Три часа хоть и долго тянулись в бездеятельности, однако закончились и вот уже открывается вид на Секирную горку и монастырь. Можно начинать съемку, хотя свет никакой.

Через некоторое время теплоход швартуется к причалу на Большом Соловецком острове. Пора на берег. Все попутчики, с которыми общался на борту, разбежались по своим делам, а я неспешно двинулся по дороге к монастырю.

Перед монастырем установлен обелиск в память о погибших юнгах – воспитанниках “Школы юнгов Северного флота”.

Каменные стены и башни монастыря поражают своей фундаментальностью и прочностью. Их не смогли разрушить даже долгие годы небрежения на протяжении большей части XX века. Следы, конечно остались, но крупных разрушений почти нет.

Побродив снаружи, прохожу через калитку на территорию монастыря. Здесь тоже все фундаментально и основательно. Стены, старинные надгробия, ступени – все из прочного камня или высококачественных кирпичей, которые даже времени не подвластны. И реставрация везде после десятков лет разрухи.

В какой-то момент в юго-восточном углу монастрырского двора обнаружил лаз, ведущий внутрь стены и конечно забрался туда. Выкокий и широкий ход идет вдоль всей восточной стены монастыря, обращенной к озеру. Наверное и в других стенах есть такие же ходы, но попасть в них не удалось. Впрочем и не искал специально.

Налазавшись в подземельях, выбрался наружу и вышел из монастыря к озеру. Здесь отличная набережная.

Пройдя вдоль монастырской стены и озера, решил свернуть направо и пройти по дороге в сторону местного аэропорта и острова Большая Муксалма. Времени уже было достаточно много, поэтому решил пройти сколько успею до возвращения к обратному теплоходу.

Таблички с названиями улиц здесь интересны. На одном доме можно увидеть несколько табличек с разными названиями улицы из разных времен. А на некоторых табличках из под верхнего слоя краски проглядывает один-два следующих с другими названиями. Живая история.

У развилки дорог в аэропорт и на Муксалму установлены указатели, а рядом симпатичная деревянная церквушка с резной иконой над входом.

Времени дойти до Муксалмы на этот раз мне не хватило, в 17:30 уходил теплоход. В начале девятого я оказался уже на берегу и, забрав машину со стоянки, вернулся на Мурманское шоссе и двинулся по нему в сторону Медвежьегорска. Долгий день на ногах изрядно утомил и до Медвежьегорская я не доехал, устроившись спать прямо на придорожной стоянке.

Фотографии

Вперед