16 июля 2011 года. СПб. – Оять


Поехать на полуостров Рыбачий я собирался уже давно, а тут и компания образовалась, чтоб одному не соваться в незнакомое место. Правда, по факту большая часть поездки все равно прошла в одиночестве, чему я, пожалуй, даже рад.

Заблаговременно отправили в погрануправление запрос на получение пропусков и с удивлением восприняли оттуда звонок с информацией о том, что пропуска нам конечно могут оформить, но зачем? Выяснилось, что практически вся территория Мурманской области уже открыта для свободного посещения, а незначительные территории, куда требуется оформлять пропуска просто указаны на официально выпускаемых картах и во многих автомобильных атласах.

Мои условные попутчики-дайверы уехали раньше и уже позвонили мне, сказав, что обосновались на мысе Немецкий, неподалеку от лагеря археологов. Про раскопки на полуострове я слышал, поэтому ничуть не удивился, хотя казалось, что их уже закончили. Правда, потом выяснилось, что находились мои дайверы вовсе даже не на мысе Немецкий, а в устье реки Скарбеевской и в лагере жили не археологи, а туристы, которых туда вывозят по путевкам. 🙂

Раз меня уже ждут, значит нужно ехать и в субботу я начал неспешно собираться в дорогу, поскольку подготовиться заранее по своему обыкновению поленился. Собрал снаряжение, фототехнику, заехал за продуктами с магазин и неспешно отправился в дорогу, когда уже вечерело. Вечером в субботу Мурманское шоссе уже достаточно свободно и я лихо доехал до Доможирова, где меня посетила светлая идея – заскочить на источник около Введено-Оятского женского монастыря и искупаться на дорожку. После такого купания состояние становится куда как бодрее и для ночной дороги это очень актуально. Но там меня ждали некоторые сюрпризы.

Заезжаю на парковочную площадку неподалеку от источника, чтоб далеко не бегать. И хоть стоянка практически пуста по случаю ночного времени, прижимаюсь аккуратно к правому краю. А незадолго до этого прошел довольно обильный дождь и земля была еще мокрая. И дернул же меня черт, подумать, что надо встать еще правее на краю зеленой травки. И ведь был я там уже много раз, мог сообразить, что это не просто ровная травка, а в ней прячется довольно глубокая канава. В общем принимаю вправо и начинаю ехать вперед. Однако как-то очень резво правое переднее колесо уходит куда-то вниз и машина на грязевых колесах слегка сползает вправо по мокрой траве. Надо отметить, что резина BFGoodrich АТ хорошо месит умеренную грязь, но совершенно не держит бокового сноса и достаточно хорошо проскальзывает на плотной мокрой траве. Включаю заднюю передачу и пытаюсь выехать, но на одном заднем приводе тупо буксую. Подключаю передок и потихонечку даю газу. Колеса перестали буксовать, но машина неумолимо сползает боком в канаву. Включаю для верности пониженную передачу в надежде выкарабкаться, но против бокового сноса и это не помогает. Пара минут в попытках вылезть из канавы завершилась тем, что сполз я туда окончательно и машина просто легла на другую сторону канавы боковинами колес и правой подножкой.

Вышел, осмотрелся – лежу на боку хорошо и надежно. Ну да ладно, есть ручная лебедка, неподалеку крепкий столб – попробую вытянуть лебедкой. Однако имеющийся трос не позволяет зацепиться за столб, а другой надежной опоры нет. На площадке еще две машины – Жигули с карельскими номерами и фура дальнобойщиков. В Жигулях видны признаки жизни и иду к ним за помощью. Дядька находит в багажнике веревку, с помощью которой я уже дотянулся до столба. Однако усилия оказались тщетными – машина даже не сдвинулась с места. Возвращаю веревку и иду к дальнобойщикам с просьбой выдернуть меня. Повезло мне, что они уже спали. Дело в том, что позднее, когда я уже выбрался из канавы, обнаружилось, что перед задним правым колесом был отнюдь не мелкий камень и при выдергивании с помощью большегруза машине бы просто могли оторвать крепление заднего моста.

Утро вечера мудренее – решаю я и после купания в бассейне свеженький забираюсь в машину с намерением спать до утра, а там искать решение проблемы. Однако спать в машине, наклоненной к горизонту градусов на 35-40, не совсем удобно, а палатку ставить лень. Покрутился в машине минут 10, но нормально устроиться не удалось и решил продолжить попытки выбраться, не откладывая на утро. Благо ночи еще совсем светлые.

Часовня, ремонт которой помог мне выбраться из канавы

Когда ходил купаться, обратил внимание на ремонтные работы около купели, от которых осталось много обрезков бревнышек и достаточно толстых досок. Пригодятся, подумал сразу и оказался прав. Они-то меня и спасли. Снимаю с машины реечный домкрат и смотрю, за что можно зацепиться для начала подъёма. Колеса справа прижаты к земле, а бамперы у меня родные (не силовые). Цепляюсь за буксировочную проушину сзади и приподнимаю машину сантиметров на 20. При этом она еще слегка смещается вправо в соответствии с законом гравитации. Ставлю подпорки из обрезков бревен под колесо и сбоку, что не ползла. С почином! Но дальше за проушину поднимать уже не очень получается и нужно освобождать колесо. Беру лопату и делаю подкоп около заднего колеса, чтобы зацепить его домкратом, благо машина стоит на пеньках довольно прочно. Зацепился, приподнял – можно поменять пеньки на более высокие. Принимаюсь за передок, повторяя процедуры с проушиной и колесом. И так несколько раз – сзади, спереди.

По прошествии некоторого времени машина стоит почти ровно, опираясь правыми колесами ну рукотворный мост из трех пеньков (один для дополнительной надежности посредине меж правых колес) и доски, дальний конец которой прочно лежит на ровной площадке. Страшновато, но попытаюсь по этой конструкции съехать вперед. Перекурив для пущего спокойствия, сажусь за руль и спокойно выезжаю. Освобожденный от нагрузки мост почти тут же валится. А жаль, нужно было сфотографировать. Но не падать же из-за пары снимков обратно в канаву.

Возвращаю заимствованные материалы на место и, искупавшись еще раз, решаю ехать дальше, благо спать после такой работы нет ни малейшего желания. Уже совсем рассвело и монастырь в рассветном тумане выглядит очень красиво. Сделав несколько снимков, стартую в направлении Мурманска.

Введено-Оятский монастырь на рассвете

Однако солнце и тепло от двигателя довольно быстро разморили меня и в 5:45 я устроился спать около бензоколонки перед поворотом на Подпорожье. Но об этом уже в другой раз.

Вперед