Утро выдалось хмурое и проснулся я совсем не рано. Позавтракав, в 13:45 отправился по шоссе Е75 на восток, останавливаясь на каждом шагу. Сначала затормозился на стоянки Горнитак, до которой не доехал самую малость. Стоянка отлично оборудована, есть где умыться в тепле. Правда столиков нет на этой стоянке.
Неподалеку остатки причальных сооружений, построенных для немцев во время войны. Они изрядно разрушены – по сути остались только опоры пирса, с которых местные пацаны ловят рыбу. Тут же саамская барышня выгуливает своих деток, кормя младенца непосредственно во время прогулки.
Следующая остановка – рыбацкая деревня Нессебю. Здесь церквушка уютная на старинном кладбище. Рядом с кладбищем сушилки для рыбы, а на берегу пасутся лошади.
И снова дорога Е75 до стоянки Мортенснес. Это место паломничества рыбаков и музей на территории древних саамских поселений. Территория музея под открытым небом является охраняемой и на ней установлен достаточно жесткий режим, который описан на большом плакате около музея. Эта территория расположена вдоль берега к западу от стоянки для автомобилей. Рыбаки же уходят на берег и далее в восточном направлении. Тут столкнулся с некой загадкой. Шел я себе шел по торной тропе за компанией рыбаков и вдруг они куда-то исчезли. Иду дальше по тропе, которая упирается в скальный склон. Карабкаюсь по скальным полкам и выхожу на край, откуда хорошо просматривается берег, а рыбаков не вижу. Исчезли? Черная дыра? Обошел скальный массив вдоль берега, а рыбаков так и не увидел больше.
Дальнейший мой путь лежал в городок Вадсё, протянувшийся по берегу фьорда вдоль дороги Е75 и частично занявший прибрежный островок. Городок этот красив и уютен, поэтому, бросив машину около шоссе, я отправился гулять по нему пешком. Да заодно пополнил свои алкогольные запасы, которые уже практически истощились. Тут нужно отметить, что в Норвегии торговля спиртным монополизирована государством и магазинов достаточно мало (не в каждом городке доводилось их видеть).
В 17:30 вернулся на дорогу Е75 и по ней доехал до небольшого кафе около старого моста через реку Комагэльва, где я решил подкрепиться. Здесь готовят очень вкусные вафли, больше похожие по вкусу на наши блины. И кофе неплохой. После кофе сел за столик покурить и тут же ко мне присоединился местный мужичок, который заинтересовался моей машиной. Поговорили о машинах, путешествиях, дружбе народов. Дядька оказался шахматистом и неоднократно ездил в Мурманск на какие-то шахматные баталии местно-международного масштаба. Он мне рассказал, что сейчас неподалеку проходит песенный фестиваль северных народов, однако заехать туда я так и не сподобился.
Поговорив с дядькой, отправился погулять в окрестностях кафе и старого моста. Здесь плоский берег, но довольно красиво. В высокой траве на берегу моря пасутся овцы.
Уже на подъезде к следующему городку Вардё в опустившемся тумане наткнулся на расположенный у дороги местный автодром, где, судя по всему, развлекаются ездой по грунтовой дороге. Честно говоря, попробовать эту дорогу поленился и, сделав несколько снимков, отправился дальше. Городок Вардё практически полностью размещается на небольшом острове, соединенном с материком туннелем. Обычный норвежский городок, живущий с моря. Порт, церковь, муниципалитет. Церковь, напоминающая по форме ракету на старте, пожалуй, запомнилась сильней всего. И множество чаек, засравших некоторые здания до полного безобразия.
в 20:00 решаю ехать дальше и через туннель возвращаюсь на материк. Почти сразу же после туннеля поворачивая направо по дороге 341. Дорога эта с самого начала довольно узкая, а вскоре встречается знак, сообщающий о том, что дальше ширина дороги составляет 2,5 метра на протяжении 20 или 25 км. Для сегодняшнего тумана и вечернего времени самое то, особенно учитывая полную неизвестность этой дороги. Сначала еду вдоль плоского берега, но постепенно рельеф усложняется и дорога начинает петлять в прибрежных скалах. Видимость ограничена как туманом, так и профилем дороги. Хорошо, машина у меня высокая и видно достаточно далеко хотя бы свет от встречных машин. Оборудованных разъездов на дороге достаточно мало, но при аккуратном вождении две машины могут разъехаться без особых проблем.
Перед одним из небольших перевалов увидел мелькнувший довольно далеко впереди отсвет фар. Притормозил и еду, внимательно наблюдая за дорогой. Уже в непосредственной близости от перевальной точки вижу вылетающую на встречу легковушку Volvo и совершенно ошалевшего от удивления финна за рулем. Он, видимо, моего света не увидел. Глаза у него были размером с советские пятаки. Но я был готов к этой встрече и просто неспешно ушел вправо и фактически остановился. А тому, наверное, пришлось памперс менять.
Так потихонечку добрался до какой-то деревушки за мостом через речку Сандфьордэльва, перед которой дорога поворачивает резко вправо. На выезде из деревни встретил небольшое стадо пасущихся оленей. Почему-то в прошлые дни их не было совсем.
Туман и не собирался рассеиваться, а когда я приехал на площадку для парковки в Хамнинберге, видимость уже не превышала 10 метров. Остановился, закурил, сидя в машине с открытой дверью и вдруг из тумана вышла улыбка. А вслед за ней появился и сам (саамский, как выяснилось позже) мальчик лет 10. Он что-то сказал, но я ни слова не понял. Попытался сказать что-то сам, но он, похоже, тоже не понял меня. У меня под рукой лежало несколько мандаринов и я решил перевести наше общение в это русло. Мальчишка взял мандарин и довольно быстро растаял вместе с ним в тумане. Через короткое время он вернулся, сжимая что-то в кулачке и протянул руку мне. Там оказалось что-то похожее на рахат-лукум и по виду и по вкусу. Принял его дар, который оказался очень сладким, но достаточно приятным на вкус. Для закрепления знакомства дал мальчику несколько конфет “Чернослив в шоколаде” и он снова скрылся в тумане.
На этот раз вернулся он не сразу и не один – привел с собой маму, а мама принесла мне в качестве ответного дара что-то, завернутое в лепешку. Обычно я не ем незнакомую пищу, но тут отказаться было неудобно. Мама мальчика немного говорила по-английски и, увидев мое смущение, сказала, что это только что пожаренная на гриле оленья нога. Оказалось очень вкусно. Мама мальчика рассказала мне, что он совсем не говорит по-английски, только на своем языке. Они живут довольно далеко отсюда и сейчас просто путешествуют, а их папа устраняет какие-то мелкие неполадки в машине, пока она готовит ужин. За сим и распрощались.
Я побродил немного в тумане по окрестностям и 21:50 отправился в обратный путь, поскольку время было уже совсем не раннее, а мне еще нужно было доехать до какого-нибудь удобного для ночевки места. Кемпинг в около Нюборга я решил проигнорировать еще раз. На бензоколонке в Варангерботн заправился и в 0:45 двинулся дальше в сторону Тана-Бру. Этот участок дороги идет по плоскогорью и хорошего места для ночевки не нашлось. В результате остановился на площадке для пикников на берегу реки Тана, куда приехал уже далеко за полночь.