21 июня 2017 г. Ст. Слобода – Озерное Устье

Назад



Наутро дождя уже почти не было и можно было приступить к реализации намеченного плана доехать до Ревсельги, по пути посетив окрестные деревни со старинными церквями и прочими интересностями. Наскоро позавтракав, отправляюсь в путь.

Сначала возвращаюсь по Е105 в Лодейное Поле и там сворачиваю на дорогу в сторону Вытегры. В Подпорожье переезжаю по плотине на другой берег Свири в надежде доехать до Ревсельги и переправиться через Свирь обратно уже в Вознесенье (на пароме). Плотина достаточно узкая и движение по ней организовано в реверсивном режиме по светофорам. Поэтому приходится подождать.

Дальше станция Свирь, Важины, Курпово, куда переезжаю по мосту через Важинку. В Курпово достаточно старая церковь Воскресения Христова – к ней и направляюсь. Через Курпово идет дорога, которая в конечном итоге выводит на шоссе Е105 неподалеку от Мегреги. Нужно будет проехать по ней, но это потом, а сейчас возвращаюсь по мосту на левый берег Важинки и еду в Согиницы.

Здесь две старинных деревянных церкви – Илии Пророка и Николая Чудотворца, расположенные на краю села у самой Важинки. Церкви неплохо сохранились. Из Согиниц еду по грунтовке в деревню Токари, где должна налево уходить дорога в Ревсельгу.

В Токарях переезд через железную дорогу закрыт и приходится достаточно долго ждать прохождения состава из одного тепловоза. Живут здесь лесом – около станции что-то типа лесобазы. Около переезда расположено здание явно административного типа (контора), около которого на флагштоках флаги России и ВМФ. Странно, вроде морских праздников не предвидится в ближайшие дни.

За переездом справа кладбище с памятником погибшим в Великую Отечественную землякам. Вскоре дорога упирается в Т-образный перекресток, на котором я сворачиваю направо. Как выяснилось уже позже при детальном рассмотрении карт, потенциальная дорога в Ревсельгу уходит как раз налево. Знать, не судьба была попасть туда на этот раз.

По грунтовой дороге достаточно приличного качества приезжаю в Волнаволок, где останавливаюсь на берегу озера неподалеку от часовни, построенной на месте сгоревших в 2004 году деревянных церквей. Тут уютное место в ложбинке, выводящей к Пидьмозеру, и совсем рядом с дорогой. Можно приготовить обед и разобраться что и куда было брошено в машину при бестолковых сборах. Приготовление обеда несколько раз прерывал дождик, от которого приходилось прятаться в машине.

Село Волнаволок вполне обитаемое, но, похоже, значительную часть населения составляют петербургские дачники. После Волнаволока еду прямиком в Подпорожье, поскольку в Пидьме и других деревеньках на этом берегу Свири бывал уже неоднократно. На плотине снова небольшая очередь в ожидании зеленого светофора. По Свири проходит экскурсионный теплоход с туристами. Летом они тут частые гости. Смотрят “развесистую клюкву” в Верхних Мандрогах. Некоторые, правда, едут в Кириллов и другие места, где еще сохранилось много подлинной старины.

Проехать мимо Родионова я просто не могу, поэтому сворачиваю туда уже в несчетный раз. Там любимая мной деревянная церковь Георгия Победоносца – одна из старейших деревянных церквей (конец 15 века).

Дальнейший мой путь лежал в Вытегру и дальше в направлении Пудожа. В мае при поездке в Вознесенье мне показалось, что дорогу из Вознесенья до развилки около границы с Вологодской областью заасфальтировали, поэтому не стал сворачивать на более короткую лесную дорогу и поехал через Вознесенье. Однако мои представления оказались ошибочными и асфальт был лишь на малой части дороги от Вознесенья до развилки. А дальше шла забывшая о грейдере и достаточно мокрая грунтовка. Однако до соединения с лесной дорогой доехап без проблем и остановился там около памятника на месте боев. Пока стоял прошло несколько машин, свернувших на лесную дорогу (обычно я тоже ездил по ней). Через некоторое время остановилась машина с карельскими номерами и водитель поинтересовался, можно ли проехать по лесной дороге. Пришлось ответить, что я по ней проезжал последний раз 3 января, но наблюдал, как другие машины уезжали туда.

Эта развилка находится неподалеку от Ошты, а в первой половине 20-го века была фактически на окраине райцентра Вологодской области. С осени 1941, когда войска маршала Маннергейма форсировали Свирь, фактически уничтожили Вознесенье и двинулись дальше на северо-восток, здесь втали стеной сначала истребительные батальоны из местного населения, а потом регулярная армия. На захваченной территории по словам очевидцев, которых мне еще доводилось встречать в тамошних деревнях, финская армия откровенно мародерствовала и солдаты тащили все, до чего дотягивались руки. те же очевидцы рассказывали, что даже гитлеровцы не относились к местному населению столь паскудно. Видимо финны мстили за проигранную в 1939 году войну и утраченные территории. Позиционная война в этих местах тянулась 2,5 года и только 19 апреля 1944 года началось мощное наступление наших войск и через несколько дней захватчики отошли, сдав позиции.

От памятника до Вытегры проехал без остановок, поскольку дорога эта пройдена многократно в разное время года и суток. В Вытегре, как обычно, остановился на колонке Лукойл, чтоб заправить машину и съесть замечательное мороженое “СССР”. Оно, действительно, как из детства. Жаль только, холодильник на колонке слабый и мороженое оказалось не очень холодным.

Пока ехал до Вытегры, решил остановиться на ночлег в Озерном Устье на берегу Андомы. Был там в 2014 году и место очень понравилось. Сказано – сделано и вот я уже там. В домике на берегу светится одно окно и через минуту на крылечко выходит человек, у которого я спрашиваю разрешения остановиться тут на ночь. Он, естественно, соглашается и даже предлагает мне кипятка и возможность приготовить еду на его плите. Поскольку у меня все есть, отказываюсь от его любезного предложения.

Здесь сильно дует, поэтому приходится поискать место для машины, чтобы ее не зацепило оторванным с крыши листом шифера, если вдруг такое случится. Устраиваюсь рядом с домиком (сторожкой). Пока варилась еда, удалось немножко поснимать ночные картинки на берегу Андомы.

Фотографии

Вперед