Ночь прошла совершенно спокойно, а к утру на стоянке образовалось еще несколько машин в дополнение к моей. Видимо полицейский больше не приезжал. Стоянка оказалась посвету вполне приличной. На ней даже присутствовала некая точка питания, правда она не работала. Рядом со стоянкой установлены столики со скамьями, где можно спокойно перекусить или просто отдохнуть от долгой дороги. В дальнем конце стоянки обнаружился даже туалет, в который я любопытства ради решил заглянуть. лучше бы я этого не делал – засрано там все до безобразия в прямом и переносном смысле.
Наскоро позавтракав, отправляюсь дальше на юг по М4. Дорога здесь устроена достаточно странно – платные участки чередуются с бесплатными. Местами дороги идут близко одна от другой и видно, что движение по платной дороге более интенсивное. По качеству дороги отличаются не сильно, но на бесплатной встречаются населенные пункты и скорость ограничена 90 км/ч. А по платной дороге почти везде можно идти 110.
Так и ехал то даром, то за деньги. Проскочил мимо Воронежа, а перед Новой Усманью решил не ехать дальше по платной дороге, потому что память мне подсказывала сложности при съезде с нее в нужном месте. Однако это оказалось ошибкой. Немножко поплатился за это тем, что на очередном разветвлении платной и бесплатной дороги запутанные указатель увели меня не туда и в результате я проехал километров 10 по дороге Е38 (Р298), ведущей в Борисоглебск и Саратов. Вернулся к развилке и тупа поехал дальше по платной дороге, пока не добрался до развилки с местной дорогой, ведущей в Лиски. Эта дорога тоже в хорошем состоянии, но ехать по ней пришлось достаточно медленно, поскольку передо мной тащилась какая-то колымага, а с обгоном на этой дороге все достаточно сложно.
В конце концов доехал до развилки перед въездом в Лиски и ушел по кругу на другую местную дорогу, которая вскоре пересекла Дон. Движение здесь спокойное, вокруг дороги убранные поля, хотя на некоторых кукуруза еще стоит. Погода отличная, солнышко светит – так бы ехал и ехал, не останавливаясь.
Остановился в селе Пухово, где рядом с дорогой 14 января 1943 года танковая рота ст. лейтенанта Петра Козлова несколько часов удерживала значительно превосходящие силы фашистов. Устояли и дождались подкрепления. Сейчас здесь памятник и могила погибших бойцов.
Неподалеку расположена церковь Св. Георгия Победоносца, на которую указывают придорожные таблички. Но я проехал мимо. Шоссе здесь идет вдоль железной дороги, за которую и шли яростные бои во время великой Отечественной войны. Сейчас по дороге один за другим идут тяжелые составы с разными грузами.
Вскоре после Пухово дорога приходит в большое село Ковалево, где пересекает железнодорожные пути и дальше довольно долго продолжает тянуться вдоль железки, но уже в запада от нее. Где-то среди полей железная дорога круто уходит на восток, а я продолжаю ехать на север – северо-запад, пока не попадаю в село Селявное, расположенное среди меловых холмов на берегу Дона. Ехать отсюда до монастыря уже меньше 2 км и через пару минут я уже на большой асфальтированной площадке для машин и автобусов, приезжающих в монастырь.
Не успел выйти из машины, как ко мне подошла местная побирушка. Дал ей что-то и закурил сигаретку, осматривая окрестности. На аромат дымка от Captain Black пришли два охранника этой стоянки. Один из них, некурящий, попросил у меня сигарету, чтобы нюхать 🙂 Охранники сразу предупредили меня о том, что нынче много змей, несмотря на осеннее время и порекомендовали не ходить по траве, а на тропинках внимательно смотреть под ноги. Они не шутили, на асфальтовой площадке лежало несколько убитых змей, а первую живую я встретил около тропинки буквально в сотне метров по дороге в монастырь.
Тропинка в монастырь идет по выцветшему к сентябрю лугу. Рядом грунтовая дорога, но она закрыта для проезда посетителей. Иначе бы в первый же дождь здесь было бы страшное месиво из мела с черноземом. Да и спуск к монастырю достаточно крут – не все там смогу выехать даже посуху. Тропинка в какой-то момент пересекает дорогу около шлагбаума и упирается в металлическую лестницу. Дальше по ступенькам. По дороге посетителей просят не ходить, да и удобней по лестнице.
Лестница длинная и сначала идет вдоль дороги, а затем уходит на склон оврага и дальше тянется уже среди зарослей, которые в сентябре еще покрыты листвой и хорошо защищают от солнечных лучей. Жарко, несмотря на вторую половину сентября. На лестнице оборудовано несколько площадок для отдыха, где можно присесть на “пенек”.
Вскоре сквозь листву открываются крыши и купола монастыря на фоне зарослей, что на другом берегу Дона. Вдали слышен шум проходящего поезда. Это меня удивляет, но потом выясняется, что между монастырем и доном проходит железнодорожная ветка и около вторых ворот монастыря есть даже платформа, где останавливаются электрички.
Лестница заканчивается, выведя снова к дороге и здесь уже начинается территория монастыря. На мне по причине жаркой погоды достаточно легкомысленная маечка, поэтому на всякий случай спрашиваю у первого встретившегося обитателя монастыря об уместности своего облачения. В ответ получаю одобрение и с чистым сердцем отправляюсь в обитель.
Вдоль вымощенной плитами дорожки организована своеобразная выставка истории российского патриаршества от начала до наших дней. Интересно было почитать.
Дорожка вдоль галереи патриархов приводит ко входу в церковь Иконы Божией Матери Сицилийской и собор Успения Пресвятой Богородицы. В соборе светло, тихо и пустынно. Лишь один седой дядька в камуфляже что-то читает перед иконой Богородицы. Спросил аккуратно не буду ли я ему мешать щелканьем затвора и получил отрицательный ответ – не помешаю.
Во дворе монастыря, как это часто бывает, много цветов. Здесь растут роскошные розы, которые еще сохранили цветы, несмотря на конец сентября. Климат здесь добрый.
Монастырским двором прохожу к воротам, которые видимо служат для доставки грузов. Практически сразу за воротами тянется железнодорожная ветка, а за ней – Дон.
Хозяйство монастыря достаточно обширно. Вдоль железной дороги тянутся корпуса складских помещений, а в углу двора небольшой автопарк.
Возвращаюсь по дорожке к лестнице и начинаю подниматься к пещерным церквям. Одиночным посетителям туда не попасть – нужно заказывать экскурсию. Но, честно говоря, внутрь этих церквей меня и не тянет, а вот снаружи посмотреть интересно. Церкви представляют собой, по сути, скальные останцы, в которых выдолблены внутренние помещения, а сверху установлены купола с крестами. Выглядит все это довольно интересно.
Поднимаюсь по лестнице, а затем по торцовой дорожке до пещерной церкви и иду дальше. Тропинка ведет к поклонному кресту, установленному на склоне над церковью. Тропинка здесь натоптанная, хотя в мокрую погоду она наверняка становится жутко скользкой – мел.
С верхушки склона, где установлен крест, открывается отличный вид на монастырь, железную дорогу и Дон.
От площадки с поклонным крестом тропинка уходит дальше вдоль Дона и я отправляюсь туда. Погода отличная, наверху дует легкий ветерок и уже не так жарко, как в монастыре. Вдали за Доном виднеется большое село, а через реку переброшены провода высоковольтной линии. Под проводами, как обычно, слышен негромкий треск и гул, хотя погода сухая и утечек сильных быть не должно.
Довольно долго я шел высоким берегом Дона, пока не уперся в глубокую балку с меловыми склонами. Ближе к берегу Дона склон достаточно крутой и меловые скалы там вполне пригодны для лазания. Вот только лазать по мелу очень противно – все время хочется руки помыть. Перебравшись через балку, вышел на торную дорогу и по ней отправился назад к стоянке.
Время было еще не позднее и я с удовольствием почитал книжку, сидя в машине с открытой дверью. А как начало темнеть, принялся готовить ужин. Вечер выдался чудесный и пока варился ужин я с удовольствием наблюдал закатные краски над долиной Дона.
А в ночь поднялся ветер и машину откровенно раскачивало, поэтому спал я как ребенок в колыбели.