26 июля 2011 года. Бухта Кутовая – Титовка – Никель – Гренсе-Якобсельв – Хессенг – оз. Исоломпола

Назад


Трек неполный.


Проехав около полуночи заросшую березами и кустарником низину с почти перманентной лужей во всю ширину дороги, снова попадаю на открытое пространство и вскоре подъезжаю к переправе через речку. Выхожу из машину для осмотра брода и на другом берегу вижу большой палаточный лагерь со “штабным” шатром, припаркованными автомобилями и другим хозяйством. В лагере видны люди, от которых я уже слегка отвык. Увидев машину, кто-то призывно машет рукой – заезжай в нам на огонек. Переезжаю речку и сворачиваю к лагерю.

Лагерь аквалангистов

Оказывается, что это лагерь большой компании аквалангистов, которые регулярно устраивают такие сборы в разных местах на северных морях. Меня почти силком тащат в палатку-столовую с намерением накормить и поболтать. От еды отказываюсь (времени нет, да и не голоден), но соглашаюсь попить чайку.

Время летит быстро, а мне сегодня еще нужно много проехать и оформить страховку, чтобы к днем уже быть в Норвегии. Дорога от лагеря аквалангистов идет вдоль моря и сложностей на ней никаких нет. Иногда встречаются небольшие и неглубокие лужи, а в целом дорога ровная и твердая. И уже на перешейке, соединяющем полуостров Средний с материком, начинаются большие и глубокие лужи. Некоторые лужи столь фундаментальны, что хорошо просматриваются даже на аэрофотосъемке Google. Но и эти лужи не стали препятствием.

На перешейке ненадолго останавливаюсь. Здесь в Великую Отечественную были многолетние позиционные бои и героические десантные операции. Несмотря на численное превосходство гитлеровцев, наши бойцы устояли и здесь сохранилось единственное место, где фашистам за всю войну не удалось перейти государственную границу СССР. Многие годы о боях в этих местах почти не говорили, а сейчас все понемногу раскрывается и начинаешь понимать героизм и самоотверженность наших солдат и офицеров. И мы – современники, хоть и с многолетним опозданием, начали отдавать свой долг, приводя в порядок эти места и раскрывая темные страницы истории.

Братское кладбище

Братское кладбище, новая часовенка неподалеку и обелиск на скалах. Вышел, поклонился павшим и дальше.

Здесь уже живут люди и ночью на дороге встретил пару домашних гусей. В нескольких местах у дороги припаркованы обычные городские машины.

Гуси на дороге

Дорога здесь уже идет фактически в лесу, в низинах встречаются очень большие лужи и приходиться снова переезжать вброд то ли большой ручей, то ли речушку.

Переправа через ручей

Около перекрестка, где уходит дорога на Рыбачий снова братская могила и памятник. А отсюда уже “прямая” дорога до высотки “Яйцо” над Кутовой губой, где в течении нескольких лет шли кровопролитные позиционные бои и наши бойцы не сдали своих позиций. На местах этих боев еще сохранилось много следов войны – окопы, вырубленные в граните укрытия, колючая проволока, осколки мин и снарядов. А на макушке высотки установлен большой поклонный крест. Неподалеку от креста сохранившийся еще с советских времен памятник погибшим защитникам. К нему несут цветы. Очень тронула оставленная видимо каким-то ребенком шоколадка.

Шоколадка для погибших

Дальше дорога идет через невысокие горы, где встречаются многочисленные и довольно красивые озера. Дорога, в целом, не сложная, но иной раз встречаются достаточно глубокие “рытвины”. Если ехать аккуратно и не гнать, проезд возможен даже на “пузотерке”. А после выезда из гор к реке Титовке дорога идет по лесу. У моста через приток Титовки – Юрингу – ненадолго останавливаюсь. Здесь небольшой, но довольно красивый водопад БТР неподалеку от моста. Рядом с мостом памятник старшему лейтенанту Мевкунову Игорю Леонидовичу, погибшему здесь в 1994 году при выполнении служебного задания.

Мост был построен в 1942 году солдатами вермахта для снабжения своих войск. С тех пор проезжая часть моста пришла уже в полную негодность, но каменные опоры сохранились идеально. На них и держится положенный сверху стальной пролет моста. На Титовке тоже много интересного, но с большим сожалением проезжаю мимо, поскольку время уже начинает поджимать. До въезда в Норвегию еще нужно найти страховую компанию и хоть чуть-чуть отмыть машину от грязи.

Музей дорожной техники

От моста через Юрингу за полчаса доезжаю до шоссе Е105, ведущего в Норвегию. На часах 3:30( ночь). На этой дороге неподалеку от развилки расположено кафе и мотель. Я надеялся оформить там страховку и что-нибудь съесть. Последнее удалось, а вот со страховкой ничего не получилось. Избалованы мы в Петербурге страховщиками, которые на шоссе Скандинавия работают круглосуточно и стоят один за другим. Здесь ситуация иная и страховщиков ночью и ранним утром я просто не нашел. В результате пришлось оформлять страховку уже на норвежской стороне и в результате она обошлась дороже раза в три.

Попив кофе и съев какую-то плюшку, осматриваю выставленную на всеобщее обозрение старинную дорожную технику, пока курю, а потом отправляюсь дальше. По мере продвижения в сторону Норвегии, где влияние Северо-Атлантического течения гораздо заметней чахлый лесок превращается в нормальную тайгу. Еду, посматриваю по сторонам в поисках страховщиков и мойки для машины. Однако не нахожу ни того, ни другого и в конце концов уже после Никеля останавливаюсь на берегу красивой речки Шуонийоки с намерением выпить нормального кофе, слегка вздремнуть и хотя бы откровенную грязь с машины смыть. Понимаю, что это не совсем хорошо, но грязь на машине природная и особого вреда от нее не будет, да и выхода другого просто нет – на границе меня с такой машиной точно затормозят. Если не наши, то норвежцы наверняка.

Шуонийоки

В результате сполоснул машину без применения каких-либо химических моющих средств, протер еще мокрую тряпкой, а потом полил сверху еще раз речной водой. Кофе тоже сварил и выпил, а вот вздремнуть не удалось, поскольку неподалеку остановилась пьяная местная гопота на “девятке” и устроила шумный пикник, который завершился внутренними разборками и небольшим мордобоем. Хорошо, что я отъехал подальше от дороги и за деревьями ни меня ни моей машины видно не было. А шума я обычно не произвожу.

Когда эта публика уехала наконец-то, двинулся потихоньку и я в дальнейший путь (10:10). До границы доехал без приключений и остановок. На переходе кроме меня был еще мурманский микроавтобус, в котором ехало несколько человек, похожих на “челноков” из 90-х. Может челноки и были. Удивило, что все они выстроились идти через “красный” коридор, а в “зеленом” я оказался один. Стоим, ждем пока служивые начнут свою работу (здесь переход не круглосуточный, а приехал я достаточно рано). Через некоторое время ко мне подходит человек в форме и слегка удивленно спрашивает – почему я хочу пройти через зеленый коридор. Так нечего мне декларировать, говорю. А мы и посмотрим, отвечает он. В результате мне выделяют чистенькую площадку немного в стороне и просят вынуть из машины все, что там есть. Хлопотно это, но вынимаю. Ничего не нашли и даже не стали докапываться до фототехники, хотя формально, наверное, могли – она ведь ни разу не дешевая. Не удовлетворившись осмотром содержимого и внутренностей машины, попросили заехать на яму и осмотрели снизу. Там тоже ничего не нашли криминального, но добрый дяденька сказал, что у меня обломился надетый на сапун переднего моста шланг. Поблагодарил его за информацию (но, к сожалению, быстро об этом забыл, что привело через 2,5 года к некоторым добавочным приключениям).

Распрощавшись с нашими пограничниками, отправляюсь к норвежским. Это совсем рядом – переход здесь очень компактный. Норвежская барышня быстро оформила мне страховку. Смотреть ничего не стали, хотя некоторые из продуктов, которые были у меня с собой, ввозить не разрешается, о чем я прочел на плакате у норвежцев. Ну и ладно, меньше нужно будет покупать еды в Норвегии.

Выехав ровно в полдень с погранперехода, остановился перекурить и обдумать дальнейшие действия, поскольку спать хотелось. Решил-таки доехать до Гренсе-Якобсельв и вздремнуть там. Планируя поездку и не имея опыта пребывания в Норвегии я был намерен останавливаться в кемпингах, о чем и договорился заранее с их хозяевами. Однако первый кемпинг принимал только с вечера, а время было еще раннее и это послужило основным мотивом поездки сначала к морю. Но приключения только начинались.

Еду я себе по дороге 886 и на одном из перекрестков по собственной дури прямо на ходу устраиваю в машине небольшое КЗ (короткое замыкание). Ничего страшного, сгорел лишь один предохранитель, как потом выяснилось. Но этот предохранитель имел некоторые особенности. Во-первых, он был неверно указан в документации на машину, а во-вторых именно через него питался иммобилайзер. И эта электронная хреновина, лишившись электропитания, немедленно заблокировала питание двигателя, после чего машина, прокатившись немного в гору по инерции, встала в совсем не подходящем месте. Весело! Остановился, осмотрелся и понял, что оттуда нужно сваливать поскорее – очень уж неудачное место для стоянки и ремонта машины. Ехать под горку можно было только задним ходом, но без двигателя в машине не работает ни гидроусилитель руля, ни тормоза. В результате при попытке скатиться назад я начал откровенно съезжать в кювет, что остановило меня пока от продолжения попыток.

На счастье мимо проезжали мурманские ребята, которые сами остановились и предложили отбуксировать меня до ближайшего удобного для ремонта места. В результате нашли для моей машины приличную ровную площадку, где я никому не мешал и ребята уехали, а я остался со своими проблемами. Пришлось даже позвонить в Петербург установщикам иммобилайзера, но они конечно не смогли вспомнить, куда его подключили. Попытки найти блокируемые цепи и обойти иммобилайзер особого успеха пока не давали, но я продолжал поиски. Про сгоревший предохранитель я еще достоверно не знал, поскольку поверхностный осмотр показал, что все предохранители целы.

На беду мою выбранная площадка оказалась неподалеку и в прямой видимости от дома, где жил местный скучающий пенсионер, который от душевных щедрот решил прийти мне на помощь. Причем, судя по всему, в автомобилях он понимал совсем немного. Зато советов давал уйму. А если учесть еще, что его английский был едва ли не хуже моего, а по русски он не говорил совсем, как и я по норвежски, то общение с этим дедушкой сильно скрасило грустный процесс восстановления подвижности автомобиля. Провел еще раз осмотр всех предохранителей с помощью фонарика и убедился, что все они целы. Однако иммобилайзер не работал и приемник тоже – значит проблема в электричестве. Обойти иммобилайзер тоже не удалось, несмотря на довольно глубокое погружение в электропроводку. Оставался последний вариант – выдергивать предохранители по одному и проверять их омметром. Сказано – сделано, и усевшись на подножку начинаю измерять сопротивление каждого предохранителя. Дошел уже почти до конца и вот меня настигла удача. Паскудный предохранитель расплавился не в том месте, где предусмотрено конструкцией (видимом через специальную прорезь изгибе), а на прямом участке, который через матовую пластмассу просто не видно. Ура!

Начал собирать машину воедино, а огорченный близким завершением спектакля дедушка покинул меня к моей вящей радости. Все собрал, все работает и можно ехать. Вперед!

Дорога в Гренсе-Якобсельв (866) довольно узкая и извилистая, но покрытие хорошее и ехать можно достаточно быстро. К северу от дороги большое озеро Store Kobbholmsvatnet, которое я даже в какой-то момент принял за фьорд, и через горы в это озеро со стороны моря сползают облака.

Озеро у дороги

Вскоре дорога выводит на берег пограничной реки Паз, вдоль которой и идет практически до самого моря. Пограничные столбы стоят у самой дороги, а на другом берегу неширокой реки – Россия. Можно было бы даже перекинуться парой слов с пограничниками (если б их увидеть), но установленные вдоль дороги плакаты запрещают это делать. Тут вообще довольно много запретов и, в частности, на съемку длиннофокусными объективами. Последний запрет я точно буду игнорировать.

Тихая бухта

Довольно быстро приезжаю на берег моря. Здесь уютная и тихая бухта, по берегу которой время от времени гуляют олени. Достаточно места для парковки, есть туалет и даже какое-то кафе. А чуть поодаль – отличный песчаный пляж. И над всем этим великолепием на горушке располагается НАТОвская станция наблюдения за нашими лодками и надводными кораблями. Ее можно рассмотреть в левом верхнем углу снимка.

Не успеваю еще оглядеться толкам, как к машине подходит какой-то скандинав и бодрым голосом спрашивает меня – почему я до сих пор не купаюсь. Отвечаю ему, что надо хотя бы штаны снять (кстати, надев после купания шорты, я уже и не надевал брюк, пока был в Заполярье). Совет дельный для человека с большим недосыпом и я лезу в воду. Чистая изумительно, но ни разу не теплая – градусов 8, может быть 10. Тем не менее, плаваю в ней после продолжительной езды без сна с большим удовольствием. А искупавшись, как же не принять немножко хорошего виски. Принял, расслабился и сидя в машине со включенными фарами приспал несколько часов. А когда проснулся, машина уже не подавала признаков жизни.

Пришлось пройтись по водителям окрестных автомобилей с просьбой “прикурить” меня. А стоял я “мордой” к самому морю и подъехать можно было только справа. Нашелся добрый датчанин, который вызвался мне помочь. Провода у меня были с собой и машина завелась сразу же. Ну что ж, пора и покидать это гостеприимное место, благо выспался я на славу. Перед отъездом я обратил внимание, что некоторые обитатели машин явно собираются тут на берегу и ночевать. Но пока эта мысль еще не овладела мной и я планировал неспешно ехать в направлении кемпинга.

Однако по дороге в нескольких местах на расположенных неподалеку площадках заметил машины, припаркованные с явным намерением оставаться тут достаточно долго. И люди занимались приготовлением еды и всякими делами походного хозяйства. Похоже, что тут можно остановиться, где захочешь. Кемпинг отменяется – я лучше найду себе уютное место где-нибудь подальше от людей.

Стоянка у озера

С этими мыслями я доехал до шоссе Е6 и по нему до бензоколонки в Хессенге. Выпив здесь кофе и заправившись, решаю ехать на юг по дороге 885, неспешно подыскивая место для ночевки. Мест таких около дороги было достаточно много, но везде или что-то не совсем устраивало или рядом уже кто-то остановился на ночлег. В результате я нашел чудную оборудованную площадку неподалеку от дороги на берегу озера Исоломпола. На озере тоже кто-то устроился на ночлег, но они были достаточно далеко и проблем друг другу мы не создали. Все, спать-спать!

Фотографии

Вперед