Утром, полюбовавшись на реку Ижма и позавтракав, выезжаю снова но дорогу Ухта – Вуктыл. Дорога эта практически пустынна, вблизи от нее нет никаких селений. Только Нижний Одес. Шоссе по начало асфальтовое, а после развилки с дорогой в Нефтепечорск асфальт сменяется бетонными плитами. Плиты уложены хорошо и стыки не вызывают заметной тряски машины. На большей части бетонки до Печоры можно спокойно держать скорость больше 100 км/час.
Вокруг лес, перемежающийся болотами, все ответвления дороги закрыты шлагбаумами. Не пускает Газпром чужих на свою территорию.
Перед спуском к Печоре бетонка заканчивается и начинается пыльный гравий. Слава богу, немного! У парома какая-то невнятная очередь, а детишки с погрузившегося на паром автобуса бегут в стоящий рядом катер. Постепенно ситуация с очередью проясняется и я последним заезжаю на паром. Сижу себе в машине, жду отправления. Но тут приходит дядька и говорит, что нужно оплатить переправу и идти на стоящий рядом катер. Оказывается, после какого-то ЧП в Казани здесь запретили переправлять пассажиров и даже водителей на одном пароме с машинами. Снарядили для людей специальный катер. Перехожу туда и катер тут же отчаливает, поскольку все остальные уже давно погрузились. Переправа недолгая и катерок скоро причаливает к противоположному берегу, где уже ждет паром с машинами.
Все машины быстро уезжают, а я останавливаюсь на некоторое время на берегу для перекура и съемки. Потом оказалось, что это решение было очень мудры, поскольку значительная часть дороги оказалась гравийной и очень пыльной. Пока я курил и фотографировал все машины ушли достаточно далеко и пыль от них успела осесть.
Проехав большую часть дороги встретил поломавшуюся Газель, из которой забрал пару человек, решивших вернуться в Вуктыл, куда я вроде как ехал. Правда, несколько позже выяснилось, что Вуктыл находится в стороне от дороги в ханты-Мансийск, куда я планировал ехать. С некоторым сожалением выпустил своих нечаянных пассажиров на развилке дорог под дождик. Им налево, а мне на север. Еду себе по приличной бетонке и вскоре навигатор сообщает мне о грядущем повороте налево. Странно, слева идет забор большой газоконденсатной станции и дороги там совсем не видно. Доезжаю до означенного навигатором поворота и вижу, что указанная им дорога метров через 200 упирается в закрытые ворота, за которыми все та же газоконденсатная станция. Не сворачивая, еду дальше по бетонке и вскоре натыкаюсь на открытый шлагбаум, за которым расположена вертолетная площадка. Дальше дороги нет.
По пути было еще ответвление дороги вправо, но просмотр бумажной карты показал, что она никак не приведет меня в Ханты-Мансийск. Некоторое время подумав, решаю поехать в Вуктыл и там попытаться выяснить дорогу в Ханты-Мансийск. Сказано-сделано и вот я уже на бензоколонке “Лукойл” на окраине Вуктыла. Рядом стоит “паркетник” с московскими номерами и, пока я заправляюсь, к этой машине подходит юная барышня. Пытаюсь с ней заговорить, но она мне ответила: “Моя твоя не понимает.” Через некоторое время вышел ее спутник и что-то спросил уже у меня на неплохом английском. Разговорились. Ребята из Швейцарии и приехали целенаправленно в национальный парк “Югыд-Ва”. Однако в Вуктыле слегка потерялись и не знают, как в парк попасть. Тут подходит местный водитель и я пытаюсь что-то выяснить у него. Он мне объясняет, где расположена дирекция парка, а я перевожу швейцарцам. Через некоторое время они тихо исчезают, а я продолжаю пытать местного по поводу дороги в Ханты-Мансийск.
Выясняется, что дорога действительно идет через компрессорную станцию, но для проезда нужен пропуск. И дорога в этом году мокрая и тяжелая, поэтому мне пожалуй лучше не соваться туда. Дядька советует мне отправиться на пароме в Печору, но ничего не может сказать о графике движения паромов (за неделю я так и не увидел парома). Прощаюсь с дядькой и еду в Вуктыл с пока еще непонятными целями и перспективами. Найдя книжный магазин покупаю местную карту, но и она не проясняет ситуацию. В результате отправляюсь в дирекцию парка “Югыд-Ва”.
Администрацию парка нашел довольно быстро, вспомнив объяснения водилы, встреченного на бензоколонке. Поднимаюсь в офис и начинаю изучать развешенные по стенам описания парка и маршрутов по нему. Участвовать в организованном “туризме” я как-то не привык, поэтому пытаюсь высмотреть что-то с более или менее самостоятельным путешествием. Довольно скоро ко мне подходит приветливая барышня с вопросом – что меня интересует. Она говорит, что в парке только организованные маршруты и заявки нужно подавать заранее (недели за две). Это меня никак не устраивает и я уже собираюсь покинуть офис и отправиться куда глаза глядят. Однако барышня говорит, что нужно подождать недолго ее руководительницу, которая может что-то решить. Согласился подождать и меня любезно пригласили в кабинет.
В силу своей природной болтливости и любопытства начал задавать обитательницам кабинета всякие вопросы и они, в конце концов, сказали мне: “А езжайте в Подчерье.” Там одна из баз парка “Югыд-Ва” и сейчас на ней никого нет. Нужно лишь позвонить женщине, которая меня может принять и все показать на базе. А в остальном полная самостоятельность. Ура, еду в Подчерье, тем более, что это оказалась совсем близко – около 30 км. А еще там есть баня, по которой за неделю путешествия я уже изрядно стосковался. Преисполненный благодарности спрашиваю у девчонок про сувениры и в результате ухожу от них с прекрасным альбомом, футболкой и телефоном Надежды Петровны, которая будет ждать меня в Подчерье.
Дорога в Подчерье проста и незатейлива – плотная грунтовка с очевидными маневрами. В самом поселке можно немножко поплутать в поисках базы, но девчонки мне все хорошо объяснили и доехал без проблем. По дороге лишь пару раз остановился около мостов через речки.
Доехав до базы, звоню Надежде Петровне и она обещает в скором времени приехать. Коротая ожидание иду сначала на берег реки Подчерем (или Подчерье), а потом пару минут жду у ворот базы. Надежда Петровна приезжает на велосипеде и достаточно быстро. Добрая и внимательная к постояльцам женщина рассказала и показала мне все, чем я могу пользоваться на базе (за 700 рублей в сутки), показала, где находится баня и даже помогла добыть воды из колодца. Растопили баню совместно и Надежда Петровна, убедившись, что я способен самостоятельно справиться с хозяйством, отправилась по своим делам. Договорились, что я просто позвоню ей перед отъездом завтра, чтобы она могла закрыть дом.
Баня оказалась отличной и попарился я от души. Сожалел лишь о том, что речка далеко и голяком туда не побежишь. А после чудесной бани уснул без задних ног, даже не поужинав.