Трек не записывался и составлен по памяти.
Эта поездка сложилась практически спонтанно. В Пушкинских горах до этого бывать не доводилось, а тут еще обнаружилось, что в Острове служит мой товарищ еще со школьных времен, которого я не видел уже много лет. Как обычно, собрался наспех и поехал уже ближе к вечеру. Доехал по шоссе почти до Пскова и решил заночевать на придорожной стоянке. Осенние ночи уже темные и искать в загаженном лесу около стоянки дальнобойщиков место для палатки не было никакого желания. Поэтому, наскоро поужинав, забрался в машину немного вздремнуть. К сожалению в китайском “паркетнике” спать не шибко удобно, поэтому проснулся я раненько и поехал, выпив лишь кофе на дорогу.
Псков – Остров – поворот на Пушкинские горы. Тут я решил любопытства ради проехать немного дальше в направлении Новоржева. Не обнаружив там ничего привлекательного, остановился позавтракать и отправился назад в Пушкинские горы. По дороге еще раз остановился около поворота в деревню Каврино, где прямо у дороги братская могила и памятник погибшим во время Великой Отечественной войны бойцам Красной армии и замученным фашистами местным жителям.
Вокруг уже явные следы осень с желтыми и красными листьями на деревьях. Еще тепло, но день сегодня не очень погожий и небо затянуто низкими облаками. Скоро будет дождь.
А в Пушкинских горах еще не все цветы осыпались. Здесь на удивление тепло и тихо. Бросив машину на кокой-то улице, отправляюсь в Михайловское пешком.
Улица выводит на край поселка, где у пруда с небольшой плотиной устроено что-то вроде музея старинного зодчества. Много всякого новодела, но некоторые сооружения выглядят вполне аутентично.
Дождик меня достал как раз на плотине, где я встретил промокшего доброго пса.
В лесу, неподалеку от опушки, где начинается тропа в Михайловское, большой камень и плита с надписью. Война не перестает напоминать о себе в этих краях. Плита просто усыпана монетками.
А дальше под мелким дождиком дохожу до указательного камня с портретом Александра Сергеевича (если не ошибаюсь, копия рисунка Нади Рушевой). Чуть дальше достаточно широкую тропу перекрывают каменные надолбы для отмороженной публики, которая не готова пойти пешком.
На “перевале” у дороги стоит часовенка, а напротив нее древний каменный крест. На кресте выцарапан православный крест и пара букв, очевидно от имени Иисуса Христа. Надписи совсем не новые, однако буквы, выбитые на “постаменте” креста выглядят явно древнее. Кстати, крестов подобных в Псковской области очень много. Часто они встречаются около церквей и часовен, а иной раз и просто “в чистом поле”. И что-то мне подсказывает, что кресты эти каменные сделаны куда раньше крещения Руси. Приходилось встречать подобные слова и в исторической литературе.
Дождик не прекращается и в Михайловском, поэтому надолго там не задержался. Побродил во саду, где на ветках висит множество яблок, посмотрел на мокнущего под дождем юного поэта, да и отправился в местное кафе что-нибудь съесть. На поляне около кафе на цепи пасся мокрый конь. Жалко животину – ему бы бегать по полю, но цепь прочна.
Перекусив в кафе, отправляюсь обратно к машине тем же путем. Машина грустно мокнет в ожидании дороги. Еду в направлении Тригорского, но по дороге останавливаюсь около старинного кладбища. Здесь на месте разрушенной церкви поставили рубленую часовенку. Внутри лишь картонные иконки и домотканое полотенце с кружевами и вышивкой.
На этом кладбище лежит двоюродный дядя Пушкина – Вениамин Петрович Ганнибал. На плите уже с трудом читаются буквы имени и фамилии.
Долго по кладбищу бродить – дело тяжелое, да и кладбище не велико, продолжаю свой путь в Тригорское. Здесь конечно привлекают старинные липы в парке и вид на Сороть.
Однако дождь донимает и здесь. Утомившись от него, возвращаюсь в машину и еду в Свято-Успенский монастырь, где похоронен Пушкин. Здесь, как обычно, многолюдно и надолго задерживаться в толпе нет никакого желания.
Из монастыря прямиком направляюсь в Остров, где у меня встреча со старинным (еще школьных времен) товарищем. Встречу описывать не стану, но набрались мы изрядно и назавтра хватило сил лишь на небольшую прогулку по Острову, после которой я просто поехал домой. Благо вчерашний хмель за время прогулки выветрился окончательно.